09 апреля 2013

Эмоциональное выгорание педагогов

Если педагог ипытывает постоянное физическое утомление, плохое самочувствие, безразличие, или наоборот, раздражение ко всему, аппатию, падение интереса к работе, вкуса и интереса к жизни , или другиме неприятные ощущения и чувства, то, "на лицо",  - синдром эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания у педагогов характеризуется эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения педагога.
Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ребенку как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).
В целях направленной профилактики выгорания, необходимо:
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относиться к конфликтам на работе;
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Ольга Хухлаева предлагает следующие стратегий помощи педагогам:
1 этап - информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана она объективными причинами – работой в сфере человек–человек;
2 этап - осознание и принятие педагогами своего перфекционизма, то есть страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха;
3 этап - накопление ресурсов для изменения. Он должен быть долговременным и возможен только в том случае, если администрация осознает его необходимость, предоставит для него условия и сама будет в этом участвовать.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течении каждого дня, целого учебного года.
Профессиональная помощь при эмоциональном сгорании может осуществляться с помощью двух видов терапии: работы с лицами, подверженными выгоранию, и смягчения действия организационного фактора. Помимо этого, важнейшим принципом предотвращения синдрома выгорания является соблюдение требований психогигиены самим педагогом.
Основные задачи психогигиены профессиональной деятельности – разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала.
Главной профилактической мерой выгорания личности должен быть постоянный творческий момент в деятельности, расширение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга общения.
Условиями, предотвращающими «выгорание» специалистов являются:
– развитие знаний, навыков и умений;
– улучшение условий труда и отдыха;
– улучшение материально-технической базы учреждений образования;
– развитие мотивации профессиональной деятельности;
– изменение оплаты труда;
– социальная защита;
– система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня;
– система улучшения психологического климата в коллективе.

Подробнее о выгорании педагогов можно прочитать в моем реферате.



Комментариев нет:

Отправить комментарий