Как помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию? Рекомендации Дзюман Е.М., старшего преподавателя кафедры психологии образования и развития ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет». Это очень нужная информация.
Первая помощь ребенку в кризисной ситуации (рекомендации
родителям)
Кризис - это состояние, в котором человек воспринимает происходящее или ситуацию
как непреодолимую тяжесть. Это ситуация, в которой превышаются возможные силы
человека приспосабливаться к ситуации, и в которой нет возможности разрешить
проблему обычными способами. Кризисные
ситуации – это природные катастрофы, несчастные случаи или преступные действия,
в результате которых необходима дополнительная помощь (полиции, скорой помощи и
др.), случаи самоубийства или смерти, насилия среди сверстников и другое.
Реакция ребенка на кризисную ситуацию
§ Многих родителей беспокоит то, как дети
реагируют на кризис или несчастный случай, и при этом они не знают,
как помочь. В кризисной ситуации чаще
всего меняется поведение ребенка, это может выражаться в возращении к
поведению, которое было характерно ребенку на более ранних возрастных этапах
(регрессия).
§ Очень важно отметить (знать), что в большинстве
случаев это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.
§ Дети «перерабатывают» травму медленнее, чем
взрослые; реакция на травму зависит от возраста ребенка и его особенностей
развития.
От рождения до 2-х лет
§ Высокий уровень тревожности ребенок может выражаться
в плаче, кусании, бросании предметов, сосании пальца и в возбужденном поведении.
§ Если ребенок пережил травму в этом возрасте, то
позднее могут остаться неосознанные воспоминания о травматической ситуации (в
основном, на эмоциональном уровне).
2-х – 6-ти летние дети
§ Могут использовать травматическую ситуацию в своих
играх или выборе игрушек;
§ Можно наблюдать тревожную, усиленную привязанность к
родителям или опекунам;
§ Могут стать несамостоятельными;
§ Любые изменения в повседневной жизни могут
воспринимать как угрозу для своей безопасности;
§ Может усилиться склонность к скрытности, возможны
нарушения сна, ночные кошмары;
§ Хотя в этом возрасте дети не могут еще понять, что
такое смерть, травматические синдромы у них могут появиться быстрее, чем у
взрослых.
6-ти – 10-ти летние дети
§ Могут использовать травматическую ситуацию в своих
играх или выборе игрушек;
§ Могут уменьшиться способности к концентрации;
§ Могут появиться радикальные изменения в поведении
ребенка;
§ Могут начать фантазировать о произошедшем со
«спасением» в конце;
§ Может усилиться склонность скрытности;
§ Могут возникать трудности в контроле своего
поведения;
§ Может проявиться
поведение, которое было характерно ребенку в более раннем возрасте.
10-ти – 12-ти летние девочки, 12-ти – 14-ти летние мальчики
§ В отношениях могут вести себя по-детски (инфантильно);
§ Могут выражать сильную злость на нечестность
произошедшего;
§ Могут выражать беспокойство или эйфорию по поводу
выживания;
§ Могут увидеть символическое значение (знаки)
происходившего до несчастья и присоединить символические причины выживания
после несчастного случая;
§ Могут подавлять свои мысли и чувства, чтобы избежать
конфронтации с несчастьем;
§ Могут проявиться психосоматические заболевания.
12 / 14-ти – 18-ти летние юноши и девушки
§ Могут чувствовать злость, стыд, предательство и
выражать эти чувства через «дурашливое» поведение в школе;
§ Выживание может формировать у них «чувство
бессмертия»;
§ После травмы часто продуманны и осторожны в своих
реакциях к другим;
§ Могут возникнуть нарушения сна и приема пищи;
§ Может проявиться депрессия;
§ Могут терять контроль над своими импульсами, и,
таким образом, стать угрозой для себя и других;
§ Могут начать употреблять алкоголь и наркотические
вещества;
§ Боязнь того, что несчастье может повториться, может
изменять видение своих перспектив в будущем;
§ Могут проявиться психосоматические заболевания.
§ Молодые люди в этом возрасте могут критически
оценивать как свое поведение, так и поведение других людей. Их реакции схожи с
посттравматическими реакциями взрослых людей.
Как
помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию (рекомендации для родителей)
§ В актуальной кризисной ситуации помощь должна быть
направлена на уменьшение внутреннего напряжения ребенка, успешно приспособиться
и дать поддержку в решении насущной проблемы.
§ Во время кризиса у детей появляются особые
потребности. Позволяйте детям быть более зависимыми от вас, им необходимо
обновление чувства собственной защищенности; проводите больше времени вместе,
позволяйте им прочувствовать вашу заботу, физическую поддержку.
§ Постарайтесь, по возможности быстрее, возобновить
обычный ежедневный жизненный ритм.
§ Свои чувства дети выражают разными способами.
Примите эти особенности и знайте как на это адекватно ответить. Способность
выразить свои чувства – это сила, а не
показатель слабости. Дайте своему ребенку любовь и уменьшите страхи, признавая
все чувства ребенка (страх, боль). Главное, чтобы ребенок понял, что «вместе мы
можем пережить все».
§ Говорите с ребенком о том, что произошло. Выслушайте
его эмоции, давая конкретные пояснения и короткие, правдивые ответы на
специфические вопросы, даже о смерти. Используйте понятные для ребенка слова и
понятия.
§ Создавайте ребенку возможность общения и время
препровождения со сверстниками.
§ Ограничивайте и контролируйте те моменты, когда
ребенок (особенно маленький) может проводить, смотря волнительные телевизионные
передачи.
§ Важно знать,
что ваше поведение и реакции очень сильно влияют на вашего ребенка. В
большинстве случаев, ребенок возвращается
к своему обычному поведению через несколько недель после кризисной ситуации.
§ Если во время произошедшего или после этого вы
наблюдали необычное поведение или реакции ребенка, ищите помощь у специалистов
(психологов, психотерапевтов).
Позаботьтесь о том, чтобы каждый день у ребенка
было:
§ Чувство защищенности и принадлежности дома, в школе,
в обществе;
§ Другие поддерживающие взрослые в жизни ребенка, не
считая родителей;
§ Регулярная, еженедельная организация активности под
руководством взрослых.
§ Находите время, чтобы побыть со своим ребенком!
§ Старайтесь решать конфликтные ситуации дома
спокойно, покажите образец конструктивного взаимодействия. Помните – если мы
кричим на своего ребенка, то он уже не услышит нас, когда мы будет просто
говорить.
§ Наблюдайте,
не появилось ли нетипичное, непростое поведение у вашего ребенка. Например,
чрезмерный плач, переигранные шутки, долгое молчание и скрытность, а также
неожиданная открытость – все это может быть чертами тревожности. Ищите помощи
профессионалов, если такое поведение будет продолжаться долгое время.
§ Не допускайте хранение оружия в доступных для детей
местах.
§ Не устанавливайте в комнате ребенка телевизор.
Прерывайте и ограничивайте просмотр насильственных сцен, которые ребенок видит
по телевизору, в кино или компьютерных играх. Будьте внимательны к тому, чем
ребенок интересуется в интернете.
§ В обсуждениях и разговорах, используйте примеры из
литературы и искусства.
§ Поддерживайте контакт с другими родителями, чтобы
быть в курсе, чем занимается ребенок, с кем
встречается и где.
§ Узнайте, проводятся ли в школе занятия по
профилактики безопасности, учат ли детей как справляться со злостью, спокойно
решать конфликтные ситуации, искать выход из кризисных ситуаций, уживаться с
другими, не смотря на их национальную, культурную, религиозную принадлежность.
Убедитесь, что в школе существует план действия в кризисной ситуации, который
предусмотрен не только для выхода из
самой ситуации, но и для ее профилактики.
§ Добровольно сотрудничайте со школьными или
общественными программами по вопросам безопасности.
§ Поддерживайте представителей законодательства, в
приоритете которых духовное здоровье детей и различные профилактические
программы.
§ Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов для
себя и своей семьи, если она вам рекомендована.
ВАЖНО!
Принцип простой: если мы больше знаем о несчастных случаях и видах как себя
защитить, то лучше можем действовать и верить своим силам и возможностям
других, для того, чтобы справиться с ситуацией. Если сами внутренне
подготовимся, ситуация покажется известной. Более того, если проблема появиться
мы вспомним, что уже думали о возможных решениях, и таким образом, не будем
подвержены дополнительному стрессу.
§ Каждой семье можно выработать свой план возможных
кризисных ситуаций, беря во внимание конкретные жизненные обстоятельства.
§ Подумайте, какие возможные неурядицы и кризисные
ситуации могут угрожать семье.
§ Проговорите с членами семьи эти ситуации, и как
каждый может в них себя вести.
§ Придумайте последовательность действий в возможных кризисных ситуациях и
научите действовать других членов семьи.
§ Дайте каждому члену семьи возможное задание – это
поможет не растеряться в ситуации и искать выход.
§ Важно, чтобы члены семьи знали, где могут находиться
защитные приспособления необходимые в кризисной ситуации. Решите, кто будет
ответственным за порядок хранения и содержания необходимого предмета.
§ Узнайте сами и научите детей, где дома находятся
электрические и газовые щиты, в каких случаях их надо выключать и как это делать.
§ Подготовьте список телефонных номеров организаций, в
которые можно обратиться в
непредвиденных ситуациях. Дети должны знать, куда звонить в конкретных
кризисных ситуациях (скорая помощь, полиция).
§ На видном месте напишите, как в необходимом случае
найти других членов семьи (номера телефонов, место работы).
§ Договоритесь, к кому из соседей ребенок может
обратиться, если не удается найти членов семьи.
§ Решите, где безопасный выход, на случай эвакуации из
дома.
§ Решите, где будет место встречи семьи в кризисном
случае (тревога увеличивается, когда рядом нет семьи). Каждому случаю надо
выбрать одно место встречи недалеко от дома, и второе поблизости.
§ Очень важно сотрудничество с соседями – включите их,
переговорите возможные кризисные ситуации и согласуйте план действий.
§ И самое важное – вместе попробуйте в действии
«кризисный план». Время от времени каждому члену семьи важно освежить в памяти
детали плана.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
Первая помощь в кризисной ситуации (рекомендации педагогам)
·
Помните,
для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства,
касающиеся того, что с ним случилось
·
Осторожно установите телесный
контакт с ребенком. Возьмите его за руку или похлопайте по плечу.
·
Займите
положение на том же уровне, что и ребенок. Не поворачивайтесь к ребенку спиной.
·
Не прикасайтесь к голове или иным частям тела.
·
Успокойте ребенка.
·
Дайте
ребенку выговориться. Отвечая на его вопросы сообщайте
только верные сведения, давайте только верные ответы
·
Скажите
ребенку, что вы останетесь с ним. В случае расставания найдите себе замену.
·
Избегайте
любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.
·
Будьте
готовы вообще не говорить. Ребенку может быть достаточно того, что вы рядом.
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за полезный материал. Очень удобен для оформления информации в родительский уголок.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Жанна! К сожалению, в нашем мире не всегда всё благополучно. И, компетентность педагогов и родителей в таких вопросах просто необходима.
ОтветитьУдалить