23 октября 2013

Почему ребенок не слушается?

Если ребёнок не слушается, значит, на это обязательно есть причины! Причины детского непослушания хорошо раскрыты  здесь:
Потребности человека делятся на 2 основные группы: Материальные и духовные. С материальными всё просто! Потому как наши родители и родители наших родителей выражали свою любовь к детям, обеспечивая их едой, одеждой, жильем и образованием. А что еще надо было, особенно в послевоенное время?
Мы давно живём в МИРЕ, и поэтому духовные потребности становятся всё ярче и ярче. И сейчас хочется и ласки, и внимания, и заботы, и значимости и так далее… Часто ребенок не слушается именно потому, что ему чего-то не хватает.
Чтобы чувствовать себя в жизни хорошо, важно удовлетворить эти потребности. Их можно систематизировать по следующим группам:

  • Чувствовать себя чьим-то;
  • Чувствовать себя любимым;
  • Чувствовать себя значимым и важным;
  • Чувствовать себя сильным;
  • Чувствовать своё пространство и свою территорию;
  • Исследовать окружающий мир (пример со спичкой).
Давайте рассмотрим пример, где показано различное отношение к одной и той же ситуации:
Ребенок стоит на своём, упрямится и не слушается. С ним почти невозможно договориться о том, чтобы он что-то сделал!
Если моё отношение к миру, заложенное в детстве таково, что «Жизнь – это испытание», то, скорее всего, я буду злиться на ребёнка так же, как на мир в целом! «За что мне это наказание! Сколько можно! Неужели нельзя по-хорошему? Только через скандал меня понимаешь и слышишь?» И мы прибегаем к силе, только для того, чтобы не казаться слабыми еще и перед ребёнком. И тогда мы говорим ребёнку:
  • Всё! Марш! Быстро сделал то, о чем я говорила!!! Иначе всыплю!
  • Мало ли чего ты не хочешь, я вот тоже много чего не хочу, а делаю!!!
  • Будешь делать так, как я тебе сказал!!!
Посмотрим с другой стороны.
Если я точно знаю, что со мной всё в порядке, я помню чувства, с которыми я ожидал ребёнка, а ребёнок упрямится. Вспоминая духовные потребности, я начинаю понимать: «Так вот что хочет мой ребёнок?! Он решил проявить свою силу! Если его сейчас поборю морально или физически, он станет слабаком. Идти на поводу у ребёнка – тоже не вариант, потому как я буду постоянно под детскими манипуляциями. Как же мне поступить?! Интересно, что я могу сделать для своего ребёнка прямо сейчас, чтобы он почувствовал себя сильным, но не за мой счёт?! Чтобы и я остался в выигрыше!»
И в голову начинают приходить идеи, хочется у ребёнка спросить:
  • Как ты хочешь это дело сделать?
  • Когда бы ты хотел это дело сделать?
  • Мне нужна твоя помощь, и если ты не хочешь «это дело» делать, в чём ты тогда мне сможешь помочь, может в «другом деле»?
  • Хочу договориться с тобой о том, чтобы в наших отношениях не было победителей и проигравших. Потому как мы оба сильны. Есть ли у тебя идеи по этому поводу?
  • И так далее…
Видите разную реакцию? Реакция на поведение – это всегда реакция относительно нашего восприятия мира. Поэтому предлагаем вам заполнять свою жизнь позитивом. Видеть и говорить ребёнку о его достоинствах, вместо того, чтобы всё время повторять ему, что он слаб, неумеха, глуп и т. д. На все возникающие вопросы по воспитанию ребенка можно получить ответы на тренинге для родителей «Секреты детского поведения».
Автор статьи: Олег Ефимов — психолог и тренер GRC-Центры Взаимоотношений. ,  http://www.grc-eka.ru г. Саратов, ул.Т.Шевченко 28, офис.8,4 этаж (вход с ул.Чапаева) тел.8-953-977-30-67

Комментариев нет:

Отправить комментарий