06 февраля 2019

Агрессия у детей дошкольного возраста : коррекция агрессии

Характер человека начинает проявляться еще в раннем детском возрасте, некоторые его особенности становятся заметными даже на этапе новорожденности. Но чем старше становится малыш, тем более явно его поступки и особенности коммуникации говорят о наличии определенного психотипа. И родителям стоит с особенной внимательностью относиться к растущему ребенку, чтобы вовремя корректировать ненормальные проявления поведения. К таковым можно в первую очередь отнести агрессию. Ее можно определить, как желание нанести какой-то ущерб. И, как правило, начинает проявляться такая агрессия у детей дошкольного возраста. То есть с самого детства.
Агрессия может быть вербальной, другими словами словесной, что проявляется в оскорблениях, клевете, отказе от общения. Кроме того она может носить физический характер, выражаясь в избиениях и ранениях. Психологи утверждают, что агрессивное поведение является довольно частым явлением у детей. Так ребенок может направлять свою агрессию на разных людей вне семьи, к примеру, на педагога либо на одногрупников, также такой негатив может распространяться на близких, разных животных и даже себя, в последнем случае малыш выдергивает волосы, кусает ногти, отказывается от еды и пр. Также агрессивное поведение может быть направлено на внешние объекты, что служит поводом к разрушению предметов и порче имущества. Еще ребенок иногда проявляет свою агрессивность определенными символическими и фантазийными объектами, к примеру, через рисунки, коллекционирование оружия, попытки играть в соответствующие игры. 

Дети дошкольного возраста ведут себя агрессивно на бессознательном уровне, совершенно не осознавая мотивы такого поведения. Оно может быть спровоцировано словами и поступками, например, оскорблением, провокацией, обвинением, насмешкой либо издевкой, унижающими человеческое достоинство. В этом случае агрессией ребенок просто защищается от окружающего мира.

Так дети часто становятся агрессивными при появлении в семье другого ребенка, в этом случае малыши стараются переключить на себя внимание матери и сохранить ее любовь. Также агрессивность является довольно частым явлением на этапе приучения к детскому саду, в таком коллективе дети часто дерутся, царапаются и плюются, что можно рассматривать, как открытое проявление агрессии. Однако некоторые малыши проявляют ее пассивно, в виде упрямства, отказа от игр либо еды и пр. 

Специалисты утверждают, что пик агрессивности обычно наблюдается в трехлетнем возрасте, после чего при правильной коррекции она снижается. Однако при закреплении подобных привычек далее устранить их будет очень сложно. 

Поведение малыша во многом определяется эмоциональным климатом в семье, а в первую очередь отношениями ребенка с матерью. Так агрессивность чаще всего наблюдается в семьях, где детками мало интересуются, и наказывают их физически вместо терпеливого объяснения. 

Коррекция агрессивного поведения

Коррекция агрессии у детей и ее предупреждение должно проводиться используя самые разные средства воздействия. Так в том случае, если агрессия является неопасной и объяснимой, есть смысл ее не замечать – игнорировать. Также можно проговаривать ситуацию, акцентируя внимание на понимании чувств ребенка – «я понимаю, что ты расстроен и обижен». Кроме того родители или педагоги могут постараться переключить внимание крохи на другое занятие и позитивно обозначить его поведение, к примеру, «ты сердишься потому, что устал». 

Снятие агрессии у детей возможно путем акцентирования внимание не на личностных особенностях ребенка, а на его поступках. Так вы можете признавать, что малыш ведет себя агрессивно, злится. Спрашивайте, хочет ли он вас обидеть, и раскройте свое собственное отношение к такому поведению: «Мне не нравится, когда со мной так говорят», «Я расстраиваюсь, когда на меня кричат». После того, как малыш успокоится, стоит обсудить с ним его поведение и проговорить неправильные моменты. Следует объяснять ребенку, что агрессия в первую очередь вредит ему самому. Постарайтесь на примерах разобрать, какое поведение могло бы быть более приемлемо в таком случае. 

Взрослым при всплеске агрессивности нужно контролировать свой собственный негатив, не нужно повышать голос, угрожать и кричать, также стоит избегать агрессивных поз и жестов – сжатых челюстей и пальцев в кулаки. Нельзя смеяться над малышом и дразнить его, кроме того не желательно оценивать личность малыша либо его друзей. 

Многие дети ведут себя агрессивно, стараясь спровоцировать гнев взрослого. В том случае, если родители или педагоги поймаются на такую уловку, они потеряют свой авторитет. Взрослым нужно проявлять максимум усилий для снижения напряжения и агрессивности. 

Также родителям либо педагогам нужно принять меры по сохранению положительной репутации ребенка. Можно попробовать списать его поведение на плохое самочувствие и подчеркнуть, что малыш совсем не хотел обидеть другого (сломать что-то, навредить). Разрешите ребенку выполнить ваши требования каким-то другим образом либо частично. Также можете использовать технику договора со взаимными уступками. 

При всплеске агрессии взрослому крайне важно вести себя противоположно недостаточно хорошему поведению малыша. Для этого можно выдерживать паузу (слушать ребенка молча), можно дать ему возможность успокоиться в одиночестве, шутить и внушать спокойствие. 

Все описанные меры помогут справиться с начальной степенью агрессии с минимальными потерями. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий