09 декабря 2013

Техника "Активное слушание"

Что значит хорошо слушать?
Слышать и слушать — различные понятия. Слышать — различать, воспринимать что-то слухом. Слушать — направлять слух на что-то (по словарю Ожегова).
Какое может быть слушание?





Активное (рефлексивное)

Безмолвное слушание, пассивное
·   способ решения проблем ребенка,
·   создает отношения теплоты;
·   родители могут «влезть в шкуру» ребенка;
·   облегчается решение проблем ребенка;
·   у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей.
·   помогает воспитывать самоконтроль и ответственность.

·   минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»),
·   поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия.
·   если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно.

Правила хорошего слушания:
• слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявления собеседника (мимика, позы, жестикуляция);
• проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника, используя, если это необходимо, приемы активного слушания;
• не давай советов;
• не давай оценок.

Учимся слушать ребенка активно, а не пассивно!
Активно слушать ребёнка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом  обозначив его чувства.
Применяя технику "активное слушание", родители могут добиться нескольких целей:

Результаты использования техники активного слушания
- Ослабевает отрицательное переживание ребёнка.
- Ребёнок становится откровеннее.
- Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
- Ребёнок начинает активно слушать родителей.
- Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются сами.


Правила активного слушания

1. Разговаривать на одном уровне, смотря в глаза.
2. Возвращать фразы в утвердительной форме. Если ребёнок огорчен или расстроен, не следует задавать ему вопросы.
3. Держать паузу.
4. Повторить то, что сказал ребёнок, а затем обозначить его чувство.

Приемы активного слушания:

Пересказ (полный и краткий) - изложение своими словами того, что сказал собеседник
Ключевые слова: «Ты говоришь...», «Как я понимаю...», «Другими словами, ты считаешь...». 

Повторение лучше использовать тогда, когда это необходимо, чтоб это отвечало потребностям ребенка.

Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях, конечно, при этом совсем не стоит становиться «родителем-попугаем». Это своеобразная обратная связь ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю». Часто именно из-за отсутствия такой реакции со стороны своих родителей дети по нескольку раз повторяют отдельную фразу или слово, как бы не надеясь, что взрослые могут услышать их с первого раза. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих, а слова других обычно вызывают в нас собственные воспоминания, ассоциации. Умение распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека, — это признак сформированное навыков активного слушания.

Отражение чувств — проговаривание чувств, которые испытывает другой человек
Лучше называть чувства в утвердительной форме, так как вопрос меньше выражает сочувствие.
Мне кажется, ты обижен
Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным

Результат: дети меньше боятся негативных чувств; видят, что родители понимают их. Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание другого человека рассказывать о себе, но в том случае, если тот не пытается скрывать свои чувства. Родитель не должен заниматься выпытыванием тех переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе.
Уточнение (выяснение)
Может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо:
Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?
Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?

Может относиться ко всему высказыванию другого человека:
Объясни, пожалуйста, что это значит?
Не повторишь ли еще раз?
Может быть, расскажешь про это поподробнее?

Уточнение следует отличать от выспрашивания («А зачем ты это сказал?», «Почему ты его обидел?»). На этапе слушания, выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо. Часто это приводит и к нарушению контакта между людьми, который лучше сохранять во время беседы.

Резюмирование (подведение итогов)
Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли. Используется в продолжительных беседах или переговорах:
Итак, мы договорились с тобой, что...
Твоими основными идеями являются...

Проговаривание подтекста — проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника.

Родители часто хорошо понимают, что стоит за словами ребенка, какой «закадровый перевод» можно осуществить. Например, у фразы «Мама, а ты не заметила, какую уборку я сегодня сделал?» подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила» или еще глубже: «Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти на дискотеку».

Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий родитель знает ребенка. А если знание используется для манипуляции близким человеком, в конечном итоге это разрушает благоприятные взаимоотношения. И уж, конечно, проговаривание не должно превращаться в оценивание, что иногда очень хочется сделать родителю в разговоре с ребенком (например, «Ты мог бы быть и поскромнее»). Оценивание у любого человека блокирует желание рассказывать о проблеме.





Комментариев нет:

Отправить комментарий