18 декабря 2013

Я-высказывания (Я-сообщения)

«Я-высказывание» - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребёнку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нём и не о его поведении, которое это переживание вызвало(в отличие от «Ты-высказывания»). «Я-высказывания» всегда начинаются с личныхм естоимений: «я», «мне», «меня».



Модель я-сообщения

Состоит из трех основных частей:
• событие (когда..., если...);
• ваша реакция (я чувствую...);
• предпочитаемый вами исход (мне хотелось бы, чтобы...; я предпочел...; я был бы рад...).

В общении может использоваться не полная форма я-сообщения, а укороченная

- Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор
- Когда я вижу грязные руки, у меня мурашки по спине бегают


Первоочередная цель я-высказываний — не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.


В классическом варианте «Я-высказывания» вообще не содержат местоимения «ты», лишь ссылку на определённые ситуации или отвлечённых людей.

«Ты-высказывания» содержат в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После «Ты-сообщения» взрослый часто использует угрозу или приказ («Прекрати разговаривать», «Делай уроки в конце концов», «Немедленно уберись в комнате» и т. п.). Это может вызвать сопротивление и протест.

«Я-высказывание» - это сообщение о наших чувствах,оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. После«Я-сообщения» взрослый часто использует просьбу: «Пожалуйста, перестань разговаривать», «Уберись, пожалуйста, в комнате», «Не забудь сделать уроки».

Помимо того, что «Я-сообщение» говорит о чувствах взрослого и его переживаниях, оно имеет ещё некоторое назначение:

- «Я-сообщение» - это способ регуляции собственногоэмоционального состояния, так как энергия эмоционально-аффективного планапереводится на рациональный, вербально-коммуникативный план;

- «Я-сообщение» - это послание вашего внутреннего «Я», и оноадресовано внутреннему «Я» ребёнка и устанавливает с ним контакт;

- «Я-сообщение» - сигнал о границах дозволенного в необиднойдля ребёнка форме;

- «Я-сообщение» - это способ передать ответственность засвои действия самому ребёнку. Ребёнок сам решает, что ему делать «в свете новойинформации»;

- «Я-сообщение» предполагает уверенное поведение (мыраскрываем своё внутреннее «Я») вместо агрессивного поведения;

- «Я-сообщение» предполагает в общении с ребёнком позицию«на равных», вместо позиции «сверху».

Несмотря на свою кажущуюся простоту формулирование«Я-сообщения» вызывает большие трудности у родителей и педагогов. Это говорито том, что у них самих блокирована связь со своим внутренним «Я», они привыклискрывать свои чувства, а также им трудно отказаться от удобной для них позиции– «сверху».

В классическом варианте «Я-сообщения» строятся последующей форме:

1) ситуация (факт наблюдения) и 2) какие чувства она вызывает во мне.


В «Я-высказывание» можно добавлять третий элемент: последствие – эффект от нежелательных действий ребёнка.

Например: «1) Когда во время урока стучат линейкой попарте, 2) я начинаю раздражаться и злиться, 3) я не могу вести дальше урок втаком состоянии (мне трудно, тяжело вести урок в таком состоянии)».

К классической схеме можно также добавить конкретное пожелание.

Например: «1) Когда ты не моешь грязные ботинки, 2) я начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает. 3) Я хочу, чтобы ты вымыл ботинки».

Многие родители и педагоги замечают, что, начав использовать«Я-сообщения» в проблемных ситуациях с детьми, им удаётся лучше справляться со своим эмоциональным состоянием: оно выравнивается, им легче контролировать свои эмоции. В целом они становятся более спокойными и уверенными в общении с ребёнком. Также взрослые отмечают, что, используя «Я-сообщения», им удаётся установить контакт с ребёнком и настроиться на положительный результат общения с ним.

Для многих взрослых «Я-сообщение» оказалось тем добрым средством, которое помогло восстановить давно разрушенные отношения.

1 комментарий:

  1. Юлия Борисовна Гиппенрейтер - великий психолог! Спасибо, что напомнили!

    ОтветитьУдалить